сайт Королевы Анны

советы воспитателя по логопедии,артикул.гимнастика

 Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому основными задачами являются:
развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.

Правила занятий артикуляционной гимнастикой.

1. Занятия проводятся перед зеркалом, чтоб ребенок мог контролировать свои движения. Есть определенная категория очень активных и подвижных детей, которые не могут сосредоточиться перед большим зеркалом. Предложите им маленькое карманное зеркало, чтоб они в нем видели только свой рот. Тогда они не будут отвлекаться и  будут спокойно выполнять все упражнения.

2. Перед занятием покажите и объясните ребенку, где находятся верхние и нижние губы, зубы. Подвигайте язычком вперед — назад, вверх — вниз, влево — вправо. Все основные движения ребенок усвоит в процессе увлекательной сказки про Веселый Язычок. Дети в возрасте 3 — 4 — х лет должны уметь повторять каждое движение по 2 — 3 раза, статично удерживать губы или язык в течении 2 — 3 — х секунд. Дети более старшего возраста повторяют упражнения до 7 — 10 раз и удерживают артикуляционный уклад до 10 секунд.

3. Заниматься надо регулярно, желательно ежедневно по 5 — 7 минут 1 — 2 раза в день.

4. Все упражнения вначале выполняются медленно, перед зеркалом. Обязательно задавать ребенку наводящие вопросы: «Что сейчас делает язычок? А губы? Где сейчас язычок, вверху или внизу?»

5. Переходить  от одного блока упражнений к другому только после полного усвоения материала. Помните, у каждого ребенка свой темп освоения нового и своя мышечная готовность. Не торопитесь и не ругайте, если что то не сразу получается. И не забывайте поощрять малыша за каждый, пусть пока и очень маленький, успех!

Упражнения для развития подвижности губ

 

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

 

Упражнения для губ и щек

   
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка


1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало)
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

Динамические упражнения для языка
1. Часики (Маятник)
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку)
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10 февраля 2017 в 15:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.