сайт Королевы Анны
Программа старшей логопедич.гр.д.с.Василек.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 19 «Василек» Старшая логопедическая группа «КОРАБЛИК» 2016 – 2017 учебный год
I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Старшая логопедическая группа № 3 «Кораблик» укомплектована в сентябре 2014г. Работаем по программе «Школа 2100» и «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. Основная рабочая программа разработана в соответствии следующих нормативно-правовых документов: · федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» · Законом Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года З N 59-I «Об образовании» · международная конвенция о правах ребёнка. · письмо Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 15.01.2002г. № 03-51-5ин/23-03 · санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПин 2.4.1. 3049-13); · приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; · Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013г. №1014. · Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. №2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ · Устав Учреждения.
Программа для старшего возраста (5-7лет) реализует следующие задачи: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, формирование базисных основ личности; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию; - формирование у дошкольников адекватной современному уровню знаний целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. При организации образовательного процесса учитываются следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса; решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игр.
Характеристика группы: Количество детей – 20; Девочек – 3; Мальчиков –17 ; Воспитатели: 1. Логинова Анна Анатольевна I категория, пед.стаж – 17 лет. 2. Слепцова Надежда Ревовна категория занимаемой должности, пед.стаж – 16лет. Пом. воспитателя : Олейник Мария Александровна– 15 лет. 1.2 Программное обеспечение:
Возрастные особенности 5-6 года жизни
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам. Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком «собственного Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
1.1. Планируемые результаты освоения программы Развивать коммуникативную функцию речи, выражать в речи в свои чувства, эмоции, отношения к окружающему миру Задачи: * формировать словарный запас, грамматический строй и связную речь * Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. * Постановка отсутствующих звуков. * Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений. * Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть. * На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением * Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов. * Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии. * Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С. * Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т. * Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак… Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль). Содержание коррекционного обучения включает в себя: * Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени. * Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. * Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек. * Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение. * Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы). * Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ. * Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ; В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ. * Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…). * Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов. * Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов. * Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов. Третий период обучения: (март, апрель, май) Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте. * развитие у детей словесно-логического мышления; * воспитывать: любознательность, любовь и интерес к Родному краю, Родине, уважение к людям труда.
Социальная характеристика семей
Количество семей- 20, в том числе полных семей- 19, неполных- 1. Образовательный уровень родителей (законных представителей): Количество семей, имеющих высшее образование- (65%) Количество семей, имеющих с незаконченным высшим образованием- (10%) Количество семей, имеющих со средним специальным образованием- (20%) Количество семей, имеющих с начальным профессиональным образованием- (5%) Количество семей, имеющих с общим средним образованием- (0%) Социальное положение родителей (законных представителей): Мониторинг социума (ежегодно на 01.10.)
II Содержательный раздел 2.1 Особенности образовательного процесса. В группах общеразвивающей направленности в соответствии с лицензией на правоведения образовательной деятельности реализуются: Базовые программы: .Программа Н.В.Нищева Филичевой.Т.Б.Чиркина Г.В, Тумановой.Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием .Воспитание и обучение. · Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учетом принципа интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей). · В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. · Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. · Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности, в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и в группе компенсирующей направленности для умственно отсталых детей. · Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 60% до 40% времени пребывания детей в ДОУ с 12 часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. · Объем обязательной части Программы составляет 60% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – 40% общего объема Программы. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Общее количество занятий просчитано в соответствии требований раздела 12 СанПиН 2.4.1.3049-13 с учетом максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки: - в старшей группе - не более 15занятий в неделю продолжительностью не более 20-25 минут с перерывом между занятиями 10 минут. В середине занятий проводится физкультурная минутка. В середине учебного года (январь, февраль) для детей дошкольных групп организуются каникулы в течение одной недели, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусств). Занятия в летний период в помещении не проводятся; все формы подвижной деятельности (физические упражнения, подвижные игры и т. д.), а также музыкальные и спортивные развлечения проводятся в соответствии с погодой на свежем воздухе. Общая длительность занятий в холодное время года может быть сокращена в зависимости от конкретных задач, уровня знаний у детей, содержания и формы организации занятий. В пределах отведенного времени, одно из занятий при необходимости может быть сокращено за счет увеличения длительности другого. Прогулки на воздухе при температуре воздуха ниже -15 градусов не проводятся. В этот период организуется свободная деятельность детей по выбору: рисование, лепка, конструирование, настольные, и сюжетные игры, индивидуальная работа педагогов с детьми. Максимальное допустимое количество занятий в первой половине дня для старшей группы – двух. На каждую возрастную группу в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями разработаны: режим дня и режим двигательной активности, сетка непосредственной образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, проводятся в первую половину дня во вторник и среду. В середине проводятся физкультурные минутки. Для профилактики утомления чередуются с физкультурой и музыкой. Перерывы между НОД составляют 10 минут. В середине НОД предусмотрены динамические паузы (физкультурные минутки, пальчиковые, зрительные гимнастики, игротрененги). При организации познавательных игровых занятий соблюдается баланс между занятиями, нерегламентированными видами деятельности и свободным временем ребёнка с сочетанием разных форм работы с детьми: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных. Учитывается уровень знаний и способностей детей, осуществляется индивидуально – дифференцированный подход. В образовательной области «Познание» НОД по ознакомлению с окружающим с детьми в возрасте от 2 до 7лет проводится 1 раз в неделю, а так же задачи образовательных областей решаются в ходе режимных моментов, и интегрировано с другими образовательными областями. Деятельность по данному направлению осуществляется воспитателем. Выполнение задач образовательной области « Художественное творчество» обеспечивается через НОД по продуктивной деятельности. НОД по рисованию проводятся воспитателем в старшей группе рисование проводится 1 раза в неделю. НОД по лепке и аппликации чередуется и проводиться 1 раз в две недели в возрасте от 2 до 7 лет. С детьми старшей группы конструирование проводит воспитатель 1 раз в неделю. НОД образовательной области «Музыка» реализуются на занятиях с детьми от 3 до 7 лет и культурно-досуговой деятельности – отдыха, развлечений, праздников, творчества. Деятельность по данному направлению осуществляется музыкальным руководителем и воспитателем. Образовательная область «Физическая культура» обеспечивает решение образовательных задач через физкультурные фронтальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, 3-е занятие проводят воспитатели в виде подвижных и спортивных игр на улице в теплое время года и в хореографическом зале в холодное время года. В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях число спортивных игр, занятий физкультурой на открытом воздухе увеличивается. С детьми в возрасте от 4 до 7 лет проводятся спортивные досуги 1 раз в месяц и физкультурные праздники 2 раза в год. Во всех группах задачи образовательной области «Здоровье» решаются в ходе режимных моментов и интегрировано с другими образовательными областями и включают: занятия с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопия; корригирующую и дыхательную гимнастику; гимнастику для глаз; упражнения на релаксацию; гимнастику, закаливание после сна. Коррекционно-развивающие занятия учителя – логопеда в логопедических группах, педагога – психолога не входят в общую учебную нагрузку, указанную в учебном плане, т.к.занятия проводятся по подгруппам или индивидуальные с детьми по рекомендации районного ПМПК с учётом индивидуального образовательного маршрута. Продолжительность коррекционо – развивающих занятий не превышает 10-15 минут. Региональный компонент мы стараемся вносить на каждом занятии по ознакомлению с окружающим, на физкультурных и музыкальных занятиях, используя национальные игры, песни, изучая традиции и природу родного края Парциальные программы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Образовательная деятельность
2.2 Обязательная часть образовательной деятельности(60%)
Физическое развитие: Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоническое физическое развитие через решение следующих специфических задач: · Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) · Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение, основными движениями); · Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Интеграция с другими образовательными областями: Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, эстетическая. Познавательное развитие:
Цель:Развивать у детей познавательных интересов, интеллекта. Задачи: · сенсорное развитие; · развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; · формирование элементарных математических представлений; · Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Интеграция с другими образовательными областями: Социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Социально - коммуникативное развитие:
1.1.1. Социально - коммуникативное развитие: Цель: освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: · Развитие игровой деятельности детей · Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) · Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу · Развития свободного общения с взрослыми и детьми · Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса · Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений Перечень программ, технологий и пособий
Интеграция с другими образовательными областями: Познавательная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.
1.1.2. Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: · Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). · Развитие детского творчества · Развитие музыкально-художественной деятельности · Приобщение к музыкальному и изобразительному искусству
Интеграция с другими образовательными областями: Социально-коммуникативная, речевая, физическая, познавательная.
Речевое развитие
В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
Социально-коммуникативное развитие детей: осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды: Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей логопедической группе, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР. Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой. В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети. В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р. С. Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы. Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности. В лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.126 Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению. У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит нужно создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать детей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.). У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки. В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно- печатных для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т.п.). По рекомендации психологов следует сохранить и центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.127
2.3 Планируемые развлечения на 2016-2017гг. 10 февраля 2017 в 15:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.